СП – сегодня не единственный путь развития

Игнатьев Николай Михайлович — Президент Группы компаний «АКОМ»

Игнатьев Николай Михайлович
Президент Группы компаний «АКОМ»

15.09.2013

 «СП – сегодня не единственный путь развития»

 Региональные поставщики автокомпонентов испытывают жесткую конкуренцию со стороны иностранных производителей комплектующих. Смогут ли выжить российские поставщики автозапчастей? Каково состояние российского рынка аккумуляторов? Об этом и многом другом рассказывает президент группы «Аком» Николай Игнатьев.

 - Как вы оцениваете перспективы предприятий по выпуску автокомпонентов в России вообще и в Самарской области в частности?

- Динамика сокращения производителей автокомпонентов в Самарском регионе налицо. Число участников рынка в области уменьшилось в три раза за короткий промежуток времени: было около 300, потом стало 200, а сейчас осталось 80 компаний. И эта тенденция будет усугубляться. Нужно помнить, что мир становится все более глобальным, и то же происходит у нас в отрасли. АвтоВАЗ сливается c Renault-Nissan, «Соллерс» - с Ford, и рынок автокомпонентов движется в этом же направлении. Глобальным автопроизводителям невыгодно работать с мелкими поставщиками. Необходимо, чтобы компания имела достаточно большой объем выпуска и масштабы, чтобы ее рынок сбыта распространялся, по крайней мере, на СНГ. И даже соотношение качества и цены не играют решающей роли.

У нас есть время до 2017 или до 2018 года, чтобы влиться в состав глобального поставщика или самим стать таковыми, пока система закупок на АвтоВАЗе еще не перешла полностью на стандарты Альянса Renault-Nissan, и пока глобальные поставщики не успели организовать свое производство в России. Однако еще никто из российских поставщиков не дорастал до уровня глобального производителя.

Глобальный производитель должен самостоятельно заниматься, в том числе, НИОКР. Это возможно на примере предприятия нашей отрасли при годовом объеме производства не менее 6 млн единиц. А между тем, объем  российского рынка всего 9 млн. аккумуляторов. Нарастить производство с полутора до шести миллионов единиц продукции в год это нереально в короткий промежуток времени.

Появился свет в конце тоннеля с приходом новых руководителей области в лице команды губернатора Н.И. Меркушкина – министра экономического развития Александра Кобенко и министра промышленности и технологий Сергея Безрукова. Есть возможность участвовать в целевых программах, получить поддержку государства в создании так необходимого нам инжинирингового центра.

- Наряду с иностранными поставщиками автокомпонентов, среди выигравших от смены модельного ряда на АвтоВАЗе, есть и российские производители. Это просто временный успех отдельных компаний или обозначились те, кто выживет в новых условиях рынка?

- Я думаю, что второе предположение более близко к истине.

- Заметно ли замещение в линейке поставщиков автозавода российских производителей на иностранных?

 - По открытым данным, в среднем по моделям АвтоВАЗа доля автокомпонентов иностранного производства составляет 24%. Эта цифра отражает с одной стороны стремление АвтоВАЗа перейти на более качественные автокомпоненты, с другой – необходимость снижать себестоимость продукции, ведь рубль вновь падает, и импорт, соответственно, дорожает. В этих условиях конкурентоспособные российские поставщики могут выигрывать тендеры. Для этого отечественные производители улучшают качество, часть из них создают СП с иностранными партнерами.

- Есть ли какой-то шанс у тех предприятий, которые потеряют заказ на АвтоВАЗе?

- Шансов у них очень мало. Теоретически можно попробовать продержаться два-три года до тендера на следующую модель, но это очень сложно. Если качество – проблема, то невелика надежда и на вторичный рынок. В любом случае он не даст того объема сбыта, который нужен для развития компании.

Для машиностроительного предприятия  - с его огромными основными средствами -переориентировать производство на выпуск другой продукции тоже очень сложно. Нельзя так: не получилось – закрыл лавочку и ушел. Думаю, им придется серьезно сокращать персонал и производственные возможности.

- Выручка ЗАО «Аком» в 2012 году выросла на 2,4%, но прибыль выросла более чем на 80%. Чем объясняется рост прибыли предприятия, в то время как выручка осталась практически на прежнем уровне?

- В прошлом году мы создали управляющую компанию и тем самым серьезно оптимизировали систему управления. Производства аккумуляторов, свинца, пластмасс и другие объединены сейчас в группу. Это дало эффект снижения издержек. Кроме того, в 2011-2012 году мы провели большую работу по модернизации оборудования. Объем инвестиций составил порядка 260 млн. рублей. Идем на увеличение объема производства, несмотря на наметившуюся стагнацию или, может быть, даже кризис в отрасли. 

- Каков ваш прогноз на 2013 год для вашего предприятия в частности и для производителей автокомпонентов в Самарской области? 
- Что касается «Акома», то прибыли мы получим даже больше, чем планировали за счет эффекта от внедрения нового более эффективного оборудования. Но по объемам мы план не выполним, так как наши клиенты - автопроизводители в России снизили объем производства. И мы этот потерянный объем быстро заместить вторичным рынком не можем. У нас были планы роста в этом году, но, думаю, мы останемся на уровне прошлого года.

Что касается отрасли в целом, то я могу делать предположения только по рынку аккумуляторов. Думаю, что прибыль в России среди всех производителей аккумуляторных батарей получит только компания «Аком». Так же, как это было и в прошлом году. Вообще, на мой взгляд, шансы на выживание есть у российских компаний только с годовым объемом производства более миллиона аккумуляторов. По моему многолетнему опыту, именно таким должен быть минимальный объем производства, иначе рентабельность окажется отрицательной. Состояние у небольших производителей плачевное. Есть несколько предприятий, которые нам предлагают выкупить, но мы решили, что не будем распыляться.

- Насколько силен будет, по вашему мнению, спад в автопроме, наметившийся в этом году?

- К сожалению, мы не знаем все макроэкономические показатели, чтобы делать подобные прогнозы. Я знаю, что у нас есть возможность даже в этой ситуации расти за счет экспансии на вторичный рынок.

- Есть ли у ЗАО «Аком» планы по расширению линейки продукции?

- Чтобы выжить в труднейшей конкурентной борьбе, надо сосредоточиться на чем-то одном. Мы занимаемся только аккумуляторными батареями для автомобильного транспорта. Хотя следим за рынком аккумуляторов, например, для водного транспорта, и если это покажется нам интересным, то мы готовы развивать этот как отдельный бизнес.

- Вы начали работать с «Mercedes-Benz»?

- Мы ведем переговоры по двум проектам этой компании. Мы дали ответ на RFQ (предложение по цене – прим. авт.) компании «Мерседес-Бенц Тракс Восток» на аккумуляторы для седельных тягачей, которые они производят в Набережных Челнах. Другой проект мы осуществляем с «Мерседес-Бенц Карс энд Ванс», которое производит легкие коммерческие автомобили Mercedes Sprinter на мощностях группы ГАЗ в Нижнем Новгороде. Оба наши предложения оказались лучшими. Сейчас мы прошли этап анализа финансовых и технических рисков, после этого они нас будут официально номинировать. Разрабатываем специально под требования «Даймлер» тяжелую грузовую батарею.

- У вас были планы по созданию СП с иностранными партнерами. Осуществились ли они? Работает ли предприятие в этом направлении?

- Создание совместного предприятия с иностранными партнерами - это не новая ступень в бизнесе и не панацея от всех бед. Да, с одной стороны, вы получаете ограниченный доступ к передовым технологиям. Но нужно понимать, что глобальному игроку местный производитель нужен лишь для сокращения времени выхода на новый рынок. У нас было совместное предприятие с крупнейшим в мире производителем автокомпонентов Johnson Controls, мы самостоятельно производили аккумуляторы Varta и Bosch по их лицензии. Но иностранный партнер всегда ставит тебя в определенные рамки, ограничивая возможности развития. Наши предприятия слишком малы, чтобы при создании СП с мировыми лидерами быть равноправными партнерами.  Нам, например, запрещали поставлять свою продукцию на все российские автосборочные заводы, кроме АвтоВАЗа. Поэтому, если вы хотите продаться и уйти из бизнеса, то это выход. А если вы занимаете определенную нишу на этом рынке и хотите что-то решать, то нужно выбирать другие средства. Это, например, заключение договора о технической помощи. У нас есть уже такой договор с иностранными партнерами. Второе средство – сотрудничество с государственными структурами развития промышленности, которые сейчас повернулись лицом к бизнесу. АКОМ уже получил сейчас первую компенсацию инвестиций по налогу на прибыль и на имущество. Это вселяет уверенность, что СП – не единственный путь развития. У нас серьезные планы по созданию инжинирингового центра на базе технопарка «Жигулевская долина». Это могло бы позволить довести объем производства аккумуляторов до шести миллионов единиц. И с помощью программ областного Минэкономразвития мы попытаемся это сделать.      

 

 

 

Опубликовано в газете «Самарское обозрение» 16.09.2013

« Вернуться в архив